
Лица высокого полета
Сто девяносто три человека оказались на волосок от беды. На высоте десять тысяч метров по лайнеру стал разлетаться пчелиный рой из улья, который пронесли в салон при посадке. Виновных в этом ЧП так и не наказали. Таковы будни сегодняшней авиации.
Недавняя катастрофа Ан-24 с сорока одним человеком на борту в аэропорту Благовещенска, когда самолет сел мимо взлетно-посадочной полосы, вскрыла большой гнойник под названием "бардак". Губернатор региона Олег Кожемяко срочно провел совещание в местном аэропорту. Накануне сдутый ветром Ан-24 заставил власти говорить о целом перечне проблем авиационной безопасности, за каждой из которых жизнь и здоровье сотен людей. Оказалось, только сегодня чиновники узнали, что оборудование Благовещенского аэропорта не просто изношено: кое-какие его элементы эксплуатируются уже по третьему сроку. Что аэропорт не участвует ни в одной из федеральных программ, а перелатанная взлетно-посадочная полоса давно морально и физически устарела. Все это объявили крещеному миру только после авиакатастрофы.
В корпункте "Российской газеты" оказалась папка с документами, в которых вся хроника едва не случившейся беды. То, что пассажиры рейса 798 "Благовещенск-Москва" не пострадали, только чудом и можно назвать.
Утро 28 мая этого года в Благовещенске было ясным и тихим, "Боинг" авиакомпании "Якутия" был полный: 193 пассажира, в числе которых тридцать детей. В этот день амурские чиновники провожали очередную партию проверяющих из Москвы. "VIPов" под белы руки провожал советник амурского губернатора Игорь Берлинский. Заместитель генерального директора аэропорта Анатолий Смирнов нес две коробки, в одной из которых оказался пчелиный рой. Минуя спецконтроль и зону досмотра, насекомых доставили на борт лайнера, коробку поместили в… гардероб бизнес-класса.
Едва самолет набрал высоту 10 000 метров и занял заданный эшелон, как из гардероба стали вылетать недовольные пчелы. Закричали женщины. Одна из них с криком бросилась в хвост самолета. Стюардесса Вера Юрьева позже поясняла Благовещенскому транспортному прокурору: "При посадке я обратила внимание на человека с двумя коробками, у него на пропуске было написано Смирнов Анатолий Владимирович, заместитель директора аэропорта. Он поставил коробки в гардероб и вышел из самолета".
Стюардессам с большим трудом удалось изолировать рой с помощью хлопушек и скотча. При заходе на посадку в московском Внуково командир корабля просил диспетчеров пригласить на борт дезактиваторов. Дезактиваторы не пришли. От коробки с пчелами все пассажиры открестились. Она внезапно оказалась бесхозной…
Прилетевшие два часа ждали багаж. Люди не успевали на другие рейсы. Экипаж своими силами приводил борт в порядок, как могли избавлялись от жалящих пчел. Ужаленный "Боинг" вылетел в Барселону с двухчасовым опозданием.
Проверка для "галочки"
Областные чиновники — зачастую полные хозяева в региональных аэропортах. Ну кто осмелится досмотреть багаж губернатора или его зама?
— Мы в вип-зал идем как на увольнение, — уныло говорили мне работники службы досмотра багажа и ручной клади. "Слуга народа" может пронести на борт самолета все, что ему вздумается. А потом провести грозное совещание и публично поругать виновных.
— Что вы увидели страшного в истории с пчелами? Ну, провели мы проверку. Факты подтвердились, вынесли предписание администрации аэропорта. Дальше уже их дело, как наказывать виновных, — невозмутимо говорит мне транспортный прокурор Благовещенска Денис Мазеин.
Страшно то, что это становится нестрашным для транспортного прокурора. Один укус пчелы — и у человека может развиться анафилактический шок. Можно погибнуть за считаные минуты. А не дай Бог, аллергиком бы оказался командир воздушного судна? Но эти предположения прокурор выслушал молча.
Служебная проверка по этому случаю прошла вяло и закончилась ничем. Ни одного виновного так и не нашли. Бросилась в глаза служебная записка генерального директора авиакомпании "Якутия" Ивана Простита на имя директора Благовещенского аэропорта. Руководитель авиакомпании сетует на то, что пассажиры часто проносят бесконтрольно на борт самолетов спиртное в больших количествах.
9 мая на борту самолета, следовавшего из Благовещенска в Москву, была устроена целая попойка. Пили спиртное, которое пронесли через зону спецконтроля. Генеральный директор "Якутии" пишет руководству Благовещенского аэропорта служебную записку и напоминает о недопустимости подобных фактов. На докладной пространная резолюция заместителя директора аэропорта Смирнова: "К сведению…". Нет даже единой закорючки о проверке служебного расследования и наказании виновных.
Все авиационные правила безопасности написаны кровью. Сегодня в России с почти ежедневными аварийными посадками самолетов они актуальны как никогда. Летные беды будут, увы, и впредь, пока власти, пользуясь привилегиями, могут нарушать все возможные правила.
Регионы
— В нашем аэропорту никаких поблажек для VIP-пассажиров уже нет, — заверила корреспондента "РГ" Юлия Федотова, директор по стратегическим коммуникациям екатеринбургского аэропорта Кольцово. — Но пару лет назад были: досмотр VIPов проводился без участия милиции, в щадящем режиме. Избранным обеспечивался еще и не такой комфорт: был случай возвращения борта в Кольцово ради двух коммерсантов, которые, засидевшись за пиршеством, опоздали на рейс до Петербурга! Тогда начальник ЛОВД "Кольцово" Мухаметханов фальсифицировал сообщение о теракте и сумел развернуть самолет, уже долетевший до Перми. Позже за превышение полномочий и лжеминирование Мухаметханова приговорили к году и девяти месяцам лишения свободы в колонии-поселении…
А в донской столице буквально на днях с необычной просьбой к руководству аэропорта Ростов-на-Дону обратились известные дрессировщики братья Запашные. Как рассказал "РГ" начальник отдела досмотра аэропорта Виталий Лисин, циркачам понадобилось доставить из Екатеринбурга в Ростов… белого тигра. Заботясь о самочувствии животного, Запашные просят перевезти его не в багажном отсеке, как это обычно бывает, а в салоне самолета. Хотя тигр еще совсем маленький и будет находиться во время полета в клетке, все равно такое соседство удивит остальных пассажиров "полосатого" рейса. Руководство аэропорта размышляет, конкретного ответа Запашным пока не дало.
В крупных же сибирских аэропортах заверяют, что "пчелиный скандал" на их рейсах в принципе невозможен. Как отметила начальник управления информационной политики ОАО "Аэропорт Толмачево" (Новосибирск) Ирина Левит, все граждане, входящие в здание аэровокзала, на всех его входах проходят через рамку металлоискателя, багаж и ручная кладь в обязательном порядке досматриваются. И вообще, никому никаких уступок не делается.
Израиль.
Когда однажды в очередной раз я вылетал из аэропорта имени Давида Бен-Гуриона, передо мной проверку проходил известный израильский певец Шломо Арци. Прославленность этого артиста на Земле обетованной вполне сравнима с популярностью в России Филиппа Киркорова. Знаменитому певцу задавались те же самые вопросы, которыми через несколько минут озадачивали уже меня. Но проверка в израильском аэропорту, конечно же, только беседой не ограничивается. Ни для кого. Исключений в данном случае не бывает.
В декабре 2010 года министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман заявил, что проверки, которым подвергаются многие высокопоставленные иностранные туристы и гости страны, в том числе VIP-персоны, наносят ущерб имиджу государства.
В мае 2010 года группу журналистов крупных СМИ Казахстана и России, которые возвращались на родину после участия в 12-м конгрессе Всемирной ассоциации русской прессы, допрашивали около получаса. Тогда на действия контролеров пожаловался Виктор Кияница, бывший пресс-секретарь премьер-министра Казахстана.
Скандальным посчитал глава внешнеполитического ведомства и тщательный досмотр, которому в октябре 2009 года сотрудники СБА подвергли вице-премьера Узбекистана Эргаша Шоисматова. Его заставили открыть каждый чемодан, несмотря на предъявление диппаспорта.
Между тем Авигдор Либерман обратил внимание на то, что безопасность аэропортов и самолетов в Израиле курируют несколько структур: Управление аэропортов, которое и создало СБА, а также Миграционное управление, полиция, ШАБАК (Служба общей безопасности) и МИД. Либерман предложил создать единый оперативный штаб безопасности аэропортов и полетов. Однако его предложение было отвергнуто, ибо эксперты посчитали, что разветвленная проверка, когда перед разными структурами поставлены конкретные задачи, показала свою эффективность и система в целом в реорганизации не нуждается.
Источник: Российская газета

