Транспортировка животного на самолете
Обзоры по теме

Лица высокого полета

Сто девяносто три человека оказались на волосок от беды. На высоте десять тысяч метров по лайнеру стал разлетаться пчелиный рой из улья, который пронесли в салон при посадке. Виновных в этом ЧП так и не наказали. Таковы будни сегодняшней авиации.

Недавняя катастрофа Ан-24 с сорока одним человеком на борту в аэропорту Благовещенска, когда самолет сел мимо взлетно-посадочной полосы, вскрыла большой гнойник под названием "бардак". Губернатор региона Олег Кожемяко срочно провел совещание в местном аэропорту. Накануне сдутый ветром Ан-24 заставил власти говорить о целом перечне проблем авиационной безопасности, за каждой из которых жизнь и здоровье сотен людей. Оказалось, только сегодня чиновники узнали, что оборудование Благовещенского аэропорта не просто изношено: кое-какие его элементы эксплуатируются уже по третьему сроку. Что аэропорт не участвует ни в одной из федеральных программ, а перелатанная взлетно-посадочная полоса давно морально и физически устарела. Все это объявили крещеному миру только после авиакатастрофы.

В корпункте "Российской газеты" оказалась папка с документами, в которых вся хроника едва не случившейся беды. То, что пассажиры рейса 798 "Благовещенск-Москва" не пострадали, только чудом и можно назвать.

Утро 28 мая этого года в Благовещенске было ясным и тихим, "Боинг" авиакомпании "Якутия" был полный: 193 пассажира, в числе которых тридцать детей. В этот день амурские чиновники провожали очередную партию проверяющих из Москвы. "VIPов" под белы руки провожал советник амурского губернатора Игорь Берлинский. Заместитель генерального директора аэропорта Анатолий Смирнов нес две коробки, в одной из которых оказался пчелиный рой. Минуя спецконтроль и зону досмотра, насекомых доставили на борт лайнера, коробку поместили в… гардероб бизнес-класса.

Едва самолет набрал высоту 10 000 метров и занял заданный эшелон, как из гардероба стали вылетать недовольные пчелы. Закричали женщины. Одна из них с криком бросилась в хвост самолета. Стюардесса Вера Юрьева позже поясняла Благовещенскому транспортному прокурору: "При посадке я обратила внимание на человека с двумя коробками, у него на пропуске было написано Смирнов Анатолий Владимирович, заместитель директора аэропорта. Он поставил коробки в гардероб и вышел из самолета".

Читайте также  ВИП-вертолет не вернулся с охоты

Стюардессам с большим трудом удалось изолировать рой с помощью хлопушек и скотча. При заходе на посадку в московском Внуково командир корабля просил диспетчеров пригласить на борт дезактиваторов. Дезактиваторы не пришли. От коробки с пчелами все пассажиры открестились. Она внезапно оказалась бесхозной…

Прилетевшие два часа ждали багаж. Люди не успевали на другие рейсы. Экипаж своими силами приводил борт в порядок, как могли избавлялись от жалящих пчел. Ужаленный "Боинг" вылетел в Барселону с двухчасовым опозданием.

Проверка для "галочки"

Областные чиновники — зачастую полные хозяева в региональных аэропортах. Ну кто осмелится досмотреть багаж губернатора или его зама?

— Мы в вип-зал идем как на увольнение, — уныло говорили мне работники службы досмотра багажа и ручной клади. "Слуга народа" может пронести на борт самолета все, что ему вздумается. А потом провести грозное совещание и публично поругать виновных.

— Что вы увидели страшного в истории с пчелами? Ну, провели мы проверку. Факты подтвердились, вынесли предписание администрации аэропорта. Дальше уже их дело, как наказывать виновных, — невозмутимо говорит мне транспортный прокурор Благовещенска Денис Мазеин.

Страшно то, что это становится нестрашным для транспортного прокурора. Один укус пчелы — и у человека может развиться анафилактический шок. Можно погибнуть за считаные минуты. А не дай Бог, аллергиком бы оказался командир воздушного судна? Но эти предположения прокурор выслушал молча.

Служебная проверка по этому случаю прошла вяло и закончилась ничем. Ни одного виновного так и не нашли. Бросилась в глаза служебная записка генерального директора авиакомпании "Якутия" Ивана Простита на имя директора Благовещенского аэропорта. Руководитель авиакомпании сетует на то, что пассажиры часто проносят бесконтрольно на борт самолетов спиртное в больших количествах.

9 мая на борту самолета, следовавшего из Благовещенска в Москву, была устроена целая попойка. Пили спиртное, которое пронесли через зону спецконтроля. Генеральный директор "Якутии" пишет руководству Благовещенского аэропорта служебную записку и напоминает о недопустимости подобных фактов. На докладной пространная резолюция заместителя директора аэропорта Смирнова: "К сведению…". Нет даже единой закорючки о проверке служебного расследования и наказании виновных.

Читайте также  На VIP-охоту наложат запрет.

Все авиационные правила безопасности написаны кровью. Сегодня в России с почти ежедневными аварийными посадками самолетов они актуальны как никогда. Летные беды будут, увы, и впредь, пока власти, пользуясь привилегиями, могут нарушать все возможные правила.

Регионы

— В нашем аэропорту никаких поблажек для VIP-пассажиров уже нет, — заверила корреспондента "РГ" Юлия Федотова, директор по стратегическим коммуникациям екатеринбургского аэропорта Кольцово. — Но пару лет назад были: досмотр VIPов проводился без участия милиции, в щадящем режиме. Избранным обеспечивался еще и не такой комфорт: был случай возвращения борта в Кольцово ради двух коммерсантов, которые, засидевшись за пиршеством, опоздали на рейс до Петербурга! Тогда начальник ЛОВД "Кольцово" Мухаметханов фальсифицировал сообщение о теракте и сумел развернуть самолет, уже долетевший до Перми. Позже за превышение полномочий и лжеминирование Мухаметханова приговорили к году и девяти месяцам лишения свободы в колонии-поселении…

А в донской столице буквально на днях с необычной просьбой к руководству аэропорта Ростов-на-Дону обратились известные дрессировщики братья Запашные. Как рассказал "РГ" начальник отдела досмотра аэропорта Виталий Лисин, циркачам понадобилось доставить из Екатеринбурга в Ростов… белого тигра. Заботясь о самочувствии животного, Запашные просят перевезти его не в багажном отсеке, как это обычно бывает, а в салоне самолета. Хотя тигр еще совсем маленький и будет находиться во время полета в клетке, все равно такое соседство удивит остальных пассажиров "полосатого" рейса. Руководство аэропорта размышляет, конкретного ответа Запашным пока не дало.

В крупных же сибирских аэропортах заверяют, что "пчелиный скандал" на их рейсах в принципе невозможен. Как отметила начальник управления информационной политики ОАО "Аэропорт Толмачево" (Новосибирск) Ирина Левит, все граждане, входящие в здание аэровокзала, на всех его входах проходят через рамку металлоискателя, багаж и ручная кладь в обязательном порядке досматриваются. И вообще, никому никаких уступок не делается.

Читайте также  Страх перед сверхзвуком

Израиль.

Когда однажды в очередной раз я вылетал из аэропорта имени Давида Бен-Гуриона, передо мной проверку проходил известный израильский певец Шломо Арци. Прославленность этого артиста на Земле обетованной вполне сравнима с популярностью в России Филиппа Киркорова. Знаменитому певцу задавались те же самые вопросы, которыми через несколько минут озадачивали уже меня. Но проверка в израильском аэропорту, конечно же, только беседой не ограничивается. Ни для кого. Исключений в данном случае не бывает.

В декабре 2010 года министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман заявил, что проверки, которым подвергаются многие высокопоставленные иностранные туристы и гости страны, в том числе VIP-персоны, наносят ущерб имиджу государства.

В мае 2010 года группу журналистов крупных СМИ Казахстана и России, которые возвращались на родину после участия в 12-м конгрессе Всемирной ассоциации русской прессы, допрашивали около получаса. Тогда на действия контролеров пожаловался Виктор Кияница, бывший пресс-секретарь премьер-министра Казахстана.

Скандальным посчитал глава внешнеполитического ведомства и тщательный досмотр, которому в октябре 2009 года сотрудники СБА подвергли вице-премьера Узбекистана Эргаша Шоисматова. Его заставили открыть каждый чемодан, несмотря на предъявление диппаспорта.

Между тем Авигдор Либерман обратил внимание на то, что безопасность аэропортов и самолетов в Израиле курируют несколько структур: Управление аэропортов, которое и создало СБА, а также Миграционное управление, полиция, ШАБАК (Служба общей безопасности) и МИД. Либерман предложил создать единый оперативный штаб безопасности аэропортов и полетов. Однако его предложение было отвергнуто, ибо эксперты посчитали, что разветвленная проверка, когда перед разными структурами поставлены конкретные задачи, показала свою эффективность и система в целом в реорганизации не нуждается.

Источник: Российская газета 

Добавить комментарий